Как измерить эффективность профориентационной работы?
Директора школ и чиновники часто задают профконсультантам один и тот же вопрос: как оценить эффективность вашей работы? Специалисты привычно говорят об отсроченности результатов – мол, подождите лет 10-15, тогда все увидите. Директора и чиновники столько ждать не хотят и подозревают, что их водят за нос, как Ходжа Насреддин, который взялся за двадцать лет научить осла говорить, не без оснований полагая, что за двадцать лет кто-то из троих…
На запрос «эффективность профориентационной работы» интернет-вселенная откликается десятками тысяч ссылок. Вот самые популярные варианты ответов:
«Основные критерии готовности личности к самоопределению можно подразделить на когнитивные (информационные), эмоционально-оценочные, действенно-практические (деятельностный, поведенческий)».
«Среди показателей результативности профориентационной работы можно выделить такие критерии: высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятельном выборе профессии (определятся по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов, анкетированию);
насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса для создания у учащихся необходимой профориентационной основы;
наличие системы профориентационной работы с целью развития профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений".
«Эффективность профориентационной работы школы определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним».
«С педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия выбора профессии рекомендациям педагога. Чем больше учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов школы».
«Процент школьников, добившихся реализации своих планов, служит одним из показателей эффективности профориентации при условии, что эти планы отвечают потребностям региона, страны в кадрах».
Последовал ученик совету педагога — значит, выбрал профессию правильно, независимо от того, насколько обоснованы эти рекомендации. «Насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса» автоматически означает эффективную профориентационную работу, хотя избыточность мероприятий, проводимых рутинно и бессистемно, вызывает у детей отвращение: «Опять эта профориентация!» Особенно, если ее главная задача — «удовлетворить актуальные потребности города, региона, общества в целом».
Большинство этих критериев сошло со страниц рефератов, диссертаций и монографий. За критерии часто выдаются условия, факторы, причины, следствия, свои представления о смысле профориентационной работы. Нередко люди, которые их придумали, имеют отдаленное отношение к практической работе. Поэтому воспользоваться результатами их труда не представляется возможным.
Критерий — это признак, на основании которого оценивается предмет или явление. Критерии должны быть однозначными и измеримыми, поэтому их сложно определить «по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов». Но видеть результаты своего труда нам необходимо — это дает уверенность в том, что мы действуем правильно, или рождает сомнения, то ли мы делаем, что еще важнее.
В основе предлагаемых критериев эффективности профориентационной работы лежит личное понимание ее целей и факторов психологической готовности подростков к выбору профессии.
Первый и самый очевидный критерий — своевременность профессионального выбора. Нормативный выбор профессии происходит в 14−15 лет, то есть в 8−9 классе. Учитывая зыбкую границу нормы, можно ее немного сдвинуть — плюс-минус год. Критерий этот можно оценить одним вопросом: «Ты уже выбрал профессию?»
Второй критерий — осознанность выбора. Какой выбор можно считать осознанным? Более ста лет в профориентации используется простая и логичная модель «хочу», «могу», «надо». Считается, что профессия должна нравиться. Но если школьник говорит, что выбирает профессию потому, что она ему нравится, но при этом ничего о ней не знает, то его выбор нельзя считать осознанным.
Подросток может знать предмет, условия, средства труда, требования профессии, пути получения профессии, противопоказания, но при этом иметь смутное представление о своих ресурсах, необходимых для получения профессии и успешной работы — интеллектуальных, физических, финансовых. Такой выбор может быть нереалистичным.
Реалистичность выбора — еще один критерий. Например, подросток хочет стать ученым, но результаты работы с интеллектуальными тестами невысоки, не сформированы основные мыслительные операции. Девушка собирается стать певицей, но не имеет ни слуха, ни голоса. Эти выборы трудно признать реалистичными. Примеры, когда человек добивается профессионального успеха вопреки, казалось бы, объективным данным — скорее, исключения, чем правило.
Четвертый критерий — согласованность, при котором выбор профессии, путей получения профессии и результаты психологической диагностики лежат в одной плоскости. Согласованным можно считать выбор молодого человека, который хочет стать журналистом, собирается поступать на журфак, обладает развитым вербальным интеллектом и словесно-логическим мышлением, коммуникабелен.
Все четыре критерия взаимосвязаны. Своевременность, осознанность, реалистичность и согласованность профессионального выбора можно оценить с помощью анкеты и психологической диагностики. Анкету самоопределения, в вопросы которой «зашиты» эти критерии, целесообразно повторить через год систематической профориентационной работы в форме занятий, тренингов и классных часов по самоопределению. Если мы делаем свое дело хорошо, то уже через год увидим в своей работе позитивные изменения.