Питер де Хох, «Мать кормит младенца». Что особенного в этой картине?

Фламандский художник Питер де Хох писал почти документальные картины. Одна из таких картин – «Мать кормит младенца» – как бы подчеркивает важность грудного вскармливания детей. А это не поощрялось в те времена в Европе.

«Картины художника, который работал и в Дельфте, и в Амстердаме, постоянно показывают его интерес к изображению ограниченного пространства. Де Хох принадлежал к течению, которое позднее получило название «Дельфтская школа». (Из текста, сопровождающего картину на сайте музея.)

Место действия — богатейшие покои. Огромная высота потолков, портьеры во всю стену, богато отделанный камин, альков на втором плане, большая картина над каминной полкой. Сама полка украшена какой-то эмблемой (чуть ли не гербом). Достаток ощущается и в одежде кормящей мамы, и в убранстве колыбели — расцвеченные блестящие ткани, красивая отделка платья и покрывала. И на девочке платье непростое, с бантиками на плечах, с затейливым пояском, на котором сзади приделаны какие-то висюльки.

В камине ярко пылают торфяные брикеты, над огнем висит приличных размеров котел. Рядом с огнем — нечто вроде вешалки, на которой сушится юбка (возможно, уписанная младенцем). Очень может быть, что это юбка служанки, которую она недавно сменила.

Женщина с ребенком на руках (она кормит его грудью) сидит у камина. Что она варит — неизвестно. Можно предположить, что будет вариться рыба — служанка с ведром готова идти и получает последние наставления.

Рынок, видимо, недалеко. Может быть, что за дверью уже ждет рыбак со своей добычей. Второй ребенок (девочка 4−5 лет) тянет служанку за руку, торопя ее скорее отправиться в путь.

Слева — дверь в прихожую, дальше видна открытая голландская дверь, ведущая на улицу, точнее, на канал. За каналом — еще дома. На берегу канала стоят беседующие граждане города Дельфта, на балконе — еще одна гражданка, которая смотрит на беседующих и вообще на всех.

Кормящая мама сегодня — обычное явление. Но в те времена, когда де Хох писал свои почти документальные картины, представление о грудном вскармливании было несколько иным. Вот что пишет в своей книге, посвященной картине де Хоха «Женщина готовит мальчику бутерброд», Вэйн Фрэнис (Wayne Franits): «Самая ранняя стадия отношений мать-ребенок, описанная в семейной литературе того времени и представленная голландскими художниками, состоит в том, что женщины кормят грудью своих младенцев. Это выглядит достаточно странно: в те времена детей часто вскармливали кормилицы, а врачи и моралисты пропагандировали материнский уход из-за его особых физических и психологических преимуществ как для матери, так и для ребенка. В те времена считалось, что грудное молоко — это кровь, побелевшая в груди; другими словами, это была та же незаменимая жидкость, которой младенец питается в утробе».

Картина де Хоха дает понять, что на его полотне изображена молодая мама, которая достаточно обеспеченна, чтобы нанять кормилицу, но она знакома с последними книгами* о семейной жизни и воспринимает их как руководство к действию.

Возможно, что современники воспринимали картину не только как собственно картинку, но и как скрытый призыв: даже если у вас есть деньги — кормите детей грудью, чтобы вырастить их здоровыми.

* Что касается изданных в те времена книг по домоводству, тот же автор выделяет книгу Иакова Кэтса (Jacob Cats) «Брак», впервые опубликованную в 1625 году. Есть несколько моментов, отличающих эту книгу от всех остальных сочинений такого рода: ее тираж составил в конечном счете около 50 000 экземпляров; в ней было 6 глав, каждая по состоянию женщины — «Девичество», «Нежная дружба», «Невеста», «Домохозяйка», «Мать» и «Вдова»; она была написана стихами.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: