Сергею Юрскому - 80! Как живется великому артисту?
«Я её – Санюшка, а она меня – Митюнюшка...» Многие знают актера Сергея Юрского именно по роли дяди Мити в фильме «Любовь и голуби». Почти 60 лет на сцене, полсотни ролей в кино, множество наград и премий. Сегодня знаменитому артисту, режиссеру и актеру Сергею Юрскому исполняется 80 лет.
Многие известные артисты говорят об исчезающем типе актеров-интеллектуалов. Сейчас много актеров одной роли и мало тех, кто своим присутствием на сцене не играет своего персонажа, а заново создает его, вызывая восторг у публики. К таким актерам, соблюдающим каноны Станиславского в кино и мастерски создающим образ героя на сцене, можно отнести Сергея Юрского.
Знаменитый актер и режиссер обладает многими орденами и наградами, его талант видели театры Японии, Франции, Бельгии, он является автором «АРТели АРТистов Сергея Юрского» и создателем театра одного актера.
Сегодня есть еще один замечательный повод вспомнить знаменитого артиста. 16 марта Сергей Юрьевич Юрский отмечает свой 80-летний юбилей.
Юрского смело можно назвать Артистом с большой буквы. В своей жизни он воплощает много творческих амплуа — режиссер, драматург, сценарист, прозаик, поэт и чтец. Зрители знают Юрского в основном по его работам в театре и кино, и это неудивительно. На сцене он не играет, а живет — и так уже почти 60 лет.
В далеком 1959 году он впервые снялся в кино — дебютом Юрского стала лента «Повесть о молодоженах». Через 2 года вышла комедия Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», после которой Юрского стали активно зазывать на главные роли. «Республика ШКИД», «Золотой телёнок», «Место встречи изменить нельзя», «Любовь и голуби» — трудно представить эти фильмы без участия актера. В 1990 году Сергей Юрский выступил уже в качестве режиссера. По своей книге «Чернов» он снял фильм с одноименным названием.
На сцене Большого Драматического Театра Юрский блистал в Кости Часовникова в «Океане» А. Штейна, Адама в «Божественной комедии» И. Штока. Зрителям запомнился Чацкий в исполнении артиста (постановка Г. Товстоногова). Позже Юрский начал сам ставить спектакли. В Москве в Театре имени Моссовета в его постановке «Правда хорошо, а счастье лучше» играла сама Фаина Раневская.
Мало кто из артистов может похвастаться и таким количеством наград. Юрский — Заслуженный артист РСФСР, Народный артист России и Лауреат Государственной премии. В 1995 году за успехи, достигнутые в науке, культуре, искусстве артист был награжден Орденом Почета, через 4 года — Медалью Пушкина. Сергей Юрский имеет два Ордена «За заслуги перед Отечеством», неоднократно получал Премию Президента в области литературы и искусства.
В своих интервью Сергей Юрьевич не любит говорить о личном, зато охотно делится размышлениями о кино, о театре, о новом и старом времени. Журнал «Esquire» опубликовал некоторые его цитаты, часть из них можно назвать замечательными юморесками, другие свидетельствуют об остроте ума и наблюдательности артиста. Приведем некоторые из них.
О кино:
«Кино сегодня снимают по 12 часов в день. Я участвовал в этой хреновине и пытался людей образумить. А они говорят: сейчас так работают. Сериальщики — актеры, которые снимаются в сериалах, — у них там вообще круглосуточно идет съемка. И так — месяц, два. В результате актеры стираются абсолютно — что мы на экране и видим. Я говорю шоферу, который везет меня на вокзал после съемок в Питере: «Слушайте, мы же с вами встретились в 9 утра, 14 часов прошло, а вы все за рулем». Говорит: «А я сейчас поеду развозить тех, кто остался, потом в пять утра еще приеду». Работать надо по 8 часов, а сами трудящиеся по 14 часов на мое предложение протестовать сказали: «Да что вы! Не надо, Сергей Юрьевич. Вы — другое дело, вы уже проскочили, а нам имя зарабатывать надо».
О театре:
«Наш психологический театр осмеян и освистан нами самими. В современном театре музыкальные ритмы заменили те, которые должны создаваться актерами и мизансценами. Их наличие, но и их таинственная невидимость — это и заставляло людей стоять ночами за билетами на Чехова. То было дрожание ритмов, которое дает, может быть, более тонкие и более проникающие в человека эмоции и мысли, чем музыка».
«Люди в нашей профессии не только не видят спектаклей друг друга — что было абсолютно естественно лет тридцать назад, — но и собственных. А знают только ту самую часть, которая связана с ними, и не особенно интересуются, что означает эта часть внутри целого».
О свободе:
«Свобода определяется количеством людей, которых ты можешь послать. Так говорил мой друг Боба».
Об отце:
«Когда мне было шестнадцать, и отец меня с кем-то знакомил — он всегда говорил: вот, наследник всех моих долгов. Так себя и чувствую».
О современниках:
«Недавно стою посреди улицы — никак не могу найти дом по тому адресу, что у меня, — раздражен страшно, кричу: «Где, где улица такая-то?» Все идут мимо, никто не обращает внимания. Начинаю хватать людей подряд: «Послушайте, где эта улица?» — «Не знаю, ничего не знаю». — «Подождите, — говорю, — а вы здесь живете?» — «Здесь, — говорят, — вон там, вон в том доме». — «И как же, — говорю, — называется улица, на которой мы?» — «Я ничего не знаю — я выхожу из метро и иду налево».
Об отдыхе:
«Раньше я отдыхал так: ездил в наши дома творчества на Черном море и в Заволжье. Лучше этого не было. Сейчас я попробовал так отдыхать: ездить туристом. Но оказалось, это более утомительно, чем мои рабочие поездки. Жутко устал. Мне — чтоб отдохнуть, — выясняется, кроме моего дивана, ничего и не нужно».
Сегодня Сергей Юрьевич живет и работает в Москве, у него есть дочь и двое внуков.