Жюль Бастьен Лепаж, «Чистильщик обуви в Лондоне». Что в нем нашел художник?
На картине французского художника Жюля Бастьен Лепажа изображен чистильщик обуви в Лондоне. На картине есть деталь, которая позволяет погрузиться в историю детского труда в Англии в 19 столетии.
Жюль Бастьен Лепаж (1848−1884) — французский художник. В 1879—1882 годах путешествовал по Англии, там написал картину «Чистильщик обуви в Лондоне».
Если я не ошибаюсь, читателям не приходилось пользоваться услугами уличного чистильщика. Они исчезли, их больше нет. А было время, когда вам позарез нужна была чистая обувь и тут рядом вы видели будку, в которой за небольшую плату (уже не помню, сколько) вы могли получить желаемое. Вы садились на стул, ставили ногу на специальную подставку, мастер своего дела вставлял в ваш туфель или ботинок защитные козырьки с боков и начинал работать щетками. Потом в ход шла бархотка, которая придавала вашему (иногда порядком поношенному) туфлю-ботинку сказочный зеркальный блеск. Потом он стучал щеткой по подставке, что означало: «Смени ногу!» А пока мастер орудовал своим нехитрым инструментом, вы могли поделиться с ним последними новостями из всех сфер жизни, на что он для поддержания разговора иногда вставлял — независимо от темы — одну и ту же фразу: «Такой систем!»
Теперь все скучнее: стоят бездушные и безголосые автоматы, вы ставите туда последовательно ваши ноги, несколько секунд — все, готово!
На эти воспоминания наводит картина Жюля Бастьен-Лепажа «Чистильщик обуви в Лондоне» (1882 год). Симпатичный мальчик в униформе стоит, опершись на столбик. Возле него слева — подставка для ноги клиента. На нем — красный пиджак с темно-коричневым воротником и такого же цвета манжетами.
Самая интересная деталь — на пиджаке слева висит бляха с надписью и номером. Надпись обозначает организацию, от которой этот мальчик работает — «Black Shoe Home» («Дом Черного Ботинка»), и место его работы, Марилебон — богатый район Лондона. Номер на бляхе говорит о том, что таких чистильщиков несколько.
Историки пишут, что с 1851 года лондонская Бригада Черного Ботинка, основанная Джоном МакГрегором и лордом Шефтсбери, обеспечила постоянной и хорошо оплачиваемой работой детей, которые зарабатывали себе на жизнь чисткой обуви. Вечером они учились в школе для обездоленных детей — это бесплатные школы, существовавшие в Англии с 19 века, в которых дети получали питание и одежду. Через эти школы в 1844—1881 годах прошли — по приблизительным оценкам — около 300 000 детей. Сегодня в Лондоне существует музей таких школ.
А создавалась бригада так: однажды три учителя одной из таких благотворительных школ шли по улице, и один из них сказал, что в Париже видел чистильщиков обуви. «А может быть, нам стоит вернуть этих мальчиков на улицу?» Идея была воспринята, пятерых мальчиков обучили чистить ботинки, и в последний день марта 1851 года они в первый раз вышли на работу в ярко-красной униформе (почистить туфли стоило один пенни). Нельзя было назвать эту работу легкой: над мальчиками издевались их нищие сверстники, давали им обидные клички, весьма вероятно, иногда их били ни за что, просто так.
В 1869 году общество Черный Ботинок насчитывало 377 чистильщиков, которые в 1869 году принесли доход 8 830 фунтов стерлингов. В этом же году 50 мальчиков в красной униформе работали в центральной бригаде, 10 — в бригаде Марилебон (униформа — красное и черное), 6 — в Айлингтоне (коричневая униформа), 11 — в лондонском Сити.
Вернемся к картине Бастьен-Лепажа. Нельзя сказать, что у мальчика радостная жизнь: в его глазах читается тоска, руки в ваксе, пятно от ваксы на лице, под правым глазом — след синяка. Его не радует, что после рабочего дня (сколько он длился в то время — не меньше восьми часов, а сейчас только полдень) ему надо еще сидеть за партой.
Ни один человек не мог бы предсказать будущее чистильщика обуви. Сегодня известно, что чистильщиками были Луис да Сильва — президент Бразилии, Алехандро Толедо — президент Перу, Род Благоевич — губернатор штата Иллинойс, США.
Что сталось с этим печальным мальчиком? Нет ответа…