Приключенческая комедия «Преследование по пятам» (1987). Как угнаться за судьбой?
Ленту Лисбергера трудно назвать забавной или бесшабашной, хотя она таковой отчаянно силится быть. Формально, здесь есть все элементы удачного приключенческого кино: жаркие тропики; симпатичный, но вечно вляпывающийся в неприятности, герой; знойный объект желания; негодяйские мерзавцы со своими подлыми планами, а также солнце, море и любовь. Но атмосферы праздника все равно не чувствуется... Кинорецензия на фильм «Преследование по пятам» (Hot Pursuit, 1987).
Во второй половине 80-х годов прошлого столетия Голливуд почему-то воспылал любовью к так называемым «пляжным комедиям». Сразу несколько известных картин описывают приключения героев на отдыхе, в том числе «Лето напрокат» (1985) Карла Райнера с участием Джона Кэнди, забавная черная комедия «Уик-энд у Берни» (1989), хулиганские «Студенческие каникулы» (1985), «Коктейль» (1988) с Томом Крузом и рассматриваемое в рамках данной рецензии «Преследование по пятам» Стивена Лисбергера — фильм о том, как банальные и скучные каникулы на Карибах можно превратить в увлекательную игру в догонялки.
…Отношения Дэна и Лори — почти шекспировская драма: он — бедный студент на стипендии, она — дочь преуспевающего бизнесмена. Папаша от такой партии воротит нос, но видя искренность во взгляде любимой дочурки, скрепя сердце соглашается на недельку до второго принять в лоно семьи нищеброда и позволить Дэну сопроводить Лори на Карибские острова. Но тут уж сам юноша оплошал и оступился на ровном месте — не сдал очередной экзамен. Теперь на носу пересдача и о выходных с возлюбленной придется позабыть. Или все-таки сдал? Да ведь все равно на самолет не успел. А если и долетел до пункта назначения, то сначала сел не в ту машину, затем связался не с тем капитаном, а после и вовсе попал в такой переплет, что Шекспир отдыхает…
Кинокарьера Стивена Лисбергера началась в 1980-м с анимационного проекта «Зоолимпиада», а закончилась в 1989-м фантастической лентой «Поток». Между этими двумя симпатичными, но явно недооценёнными, работами Лисбергер успел прославиться на десятилетия вперед своей футуристической картиной «Трон», а также сварганить милую и ни к чему не обязывающую романтическо-приключенческую комедию «Преследование по пятам». Вот такой неплодовитый киношник, сумевший и деток зверятами мультяшными порадовать, и культовый фильм о виртуальной реальности снять, и дать старт карьере знаменитого Бена Стиллера. Возможно, как раз от того, что Лисбергер не имел жанровых предпочтений и невзначай перескакивал с одной тематической жердочки на другую, все его немногочисленные фильмы зрителям запомнились. Не так, как «Трон», но всё же.
Сюжеты и персонажей для своих картин Лисбергер выдумывал всегда сам, но в качестве сценариста преуспел больше, нежели в режиссерской ипостаси. И если относительная неудача «Трона» заключалась в том, что замысел был слишком крут для кинотехнологий того времени, то «Преследование по пятам», наоборот, отличает приземленность мысли и желание попасть в некий невидимый тренд, хотя подобные комедии положений были популярны всегда, со времен изобретения кинематографа.
Проблема в том, что ленту Лисбергера трудно назвать забавной или бесшабашной, хотя она таковой отчаянно силится быть. Формально, здесь есть все элементы удачного приключенческого кино: жаркие тропики; симпатичный, но вечно вляпывающийся в неприятности, герой; знойный объект желания; негодяйские мерзавцы со своими подлыми планами, а также солнце, море и любовь. Но атмосферы праздника все равно не чувствуется, а сам фильм словно склеен из отдельных мизансцен, которые можно переставлять, как пятнашки, без изменения сути. Тем более что конец сего пляжного действа очевиден: рано или поздно главный герой настигнет свою половинку и зацелует в губы на фоне горящего заката.
Фактически, к просмотру «Преследования по пятам» можно призвать по двум причинам. Во-первых, подобные легкие и ненавязчивые приключенческие флики всегда имеют успех. Особенно в тех регионах нашей планеты, где солнечные пляжи и теплый песок, омываемый океанскими водами — экзотика высшей категории. Не самому поучаствовать, так хоть на экране поглазеть. Во-вторых, несмотря на малобюджетность проекта, режиссеру удалось собрать на съемочной площадке удивительно солидно-перспективный актерский состав. За солидность намерений авторов отвечали ветераны Голливуда Роберт Лоджа и Джерри Стиллер. Первого знатоки американского кино должны помнить по ролям в гангстерских драмах «Лицо со шрамом» и «Честь семьи Прицци», а второй не только сам пришел, но сынишку Бена привел. Последний, кстати, дебютировал в картине ролью нагловатого бандюгана, чьи попытки захватить мирно отдыхающее семейство рушатся под натиском обстоятельств непреодолимой силы.
Помимо Бена Стиллера за перспективность ленты отвечали также Джон Кьюсак, Кит Дэвид, а также молодая и весьма гибкая актриса-модель Венди Газелль. У девушки с кино как-то не сложилось, с начала 90-х она чаще появляется на голубых экранах на второстепенных ролях в мейнстримовых телешоу по типу «Доктора Хауса» или «Говорящей с призраками». Кит Дэвид, наоборот, после некоторого забвения с премьеры «Нечто» Карпентера, воспрянул духом и работает до сих пор, в том числе и с маститыми режиссерами («Облачный атлас»). Однако самую сногсшибательную карьеру сделал Джон Кьюсак, коему у Лисбергера достался образ незадачливого романтика, пытающегося нагнать свою любовь. Кьюсак уже на тот момент был хорошо раскрученным исполнителем, после «Класса», «Шестнадцати свечей» и «Останься со мной», и участие в комедии Лисбергера лишь укрепило его позиции в авангарде подрастающего поколения американских актеров.
Памятуя о том, что из разговора, как правило, запоминается последняя фраза, авторы разместили на финальных титрах энергичный хит группы Level 42 «Lessons In Love», благодаря чему многие зрители и запомнили эту, в общем-то, проходную картину. Так часто случается, само кино проходит незаметно, а мелодия крутится и крутится в голове…