Что губит нас? «Выпьем, милая подружка?»
Выпивать человечество стало очень давно, эта пагубная привычка теряется в глубине веков. Причем в большинстве случаев, вне зависимости от развития, технического или культурного, люди выпивали и выпивают алкоголь, в разных, правда, количествах, но на разных континентах. Что же все-таки движет человеком, который употребляет, а особенно — злоупотребляет алкоголем?
Думаю, ни для кого не секрет, что большинство цивилизованных людей все-таки употребили свою первую порцию алкоголя в компании. Это уже говорит о социальной составляющей употребления алкоголя. Именно это попробуем проанализировать, в рамках статьи, конечно же.
Кажется, все просто, меняем социальную составляющую — и следующее поколение уже будет непьющим, но это вовсе не так. Даже разговоры о пьющих родителях и наследственности — это не полная картина данного процесса.
Во все времена у человека была до сих пор непонятая причина выйти из привычных рамок, так сказать, «расширить сознание», отречься от всех норм, выпустить свое «супер-эго», невзирая на окружающих и на общество вообще. Подобный эффект дают наркотики и алкоголь в частности.
С появлением цивилизованного общества мы волей-неволей стали его заложниками и где-то в подсознании все-таки этим тяготимся. Все же человек — индивид, и не всегда может принимать условности окружающего мира. Условности, принятые большинством, проверенные временем, но, тем не менее, это было нужно в то время, когда люди кучковались все вместе, чтобы просто-напросто выжить.
Например, заповедям Моисеевым не одна тысяча лет, а зачем все это было нужно? Народ израильский был поставлен перед выбором: либо соблюдаем заповеди и подчиняемся одним законам, либо умираем. К тому же вопрос — пить или не пить, в Библии вообще не стоит. И Лот пил, и Ной пил, и Иисус тоже не брезговал, даже превращал воду в вино. К тому же причащаемся мы отнюдь не березовым соком. Для любопытных: можете посмотреть в Интернете информацию, сколько РПЦ заказывает для этих целей соответствующих напитков. По сравнению с РПЦ, Святая католическая церковь уже в средние века отринула всякое ханжество и лукавство в употреблении спиртного. Читаем средневековых авторов!
Казалось бы, сейчас как никогда мир интегрирован и невозможно выпасть из него — все контролируется, наблюдается, анализируется. И вот возможность временного эскапизма: уйти из этой реальности, пусть ненадолго, зато гарантированно верно. И многие, увы, этим пользуются. Но как вернуть человека из этой мнимой реальности? К сожалению, не все пьющие люди такие уж потерянные члены общества, иногда общество само отвергает их, наклеивает ярлыки, пытается унизить их, но редко кто понимает, что этот человек действительно слишком слаб, чтобы бороться с некоторыми негативными явлениями в своей жизни.
Конечно, тут вопрос выживаемости — выживает сильнейший. Все правильно, но, однако, людям с ограниченными возможностями мы стараемся помочь (имеется в виду общество), а другие и вовсе не считаются за людей, хотя зачастую возможности у них тоже весьма ограничены. Часто такие люди даже очень социализированы, но, увы, не могут увидеть своего будущего за тем ворохом проблем, которым они окружены. А общество к ним несправедливо жестоко. Осудить, унизить подобное падение человека как личности — очень легко, но понять общество (да что там общество, большинство граждан) не способно. А ведь пьяницами и алкоголиками не рождаются, ими, увы, становятся, и общество, какое оно ни есть, тоже несет определенную ответственность за этих людей.
Да, эти люди считаются безвольными, не имеющими сил преодолеть пагубную привычку. Но вопрос: если они победят себя, что их ждет «в новой жизни»? Ответ опять-таки однозначен — ничего. Ну, разве что работа дворника, грузчика. Вряд ли кто-то предложит что-то более перспективное, что даст возможность, так сказать, «обновленному человеку» рассчитывать на лучшие условия работы, квартиру, семью, детей. Это для большинства будет закрыто, и нет никакой заинтересованности и стимула к тому, чтобы бросить пить. Просто тянуть лямку и доживать. Это ужасно. И повышение цен на алкоголь — это, в общем, реакция общества на пьяниц и алкоголиков. Будут пить денатурат и сами по себе вымрут. Все по Дарвину. А может, все же попробовать, наконец-то, не ампутацию, а лечение, пусть даже антибиотиками?
Полагаю, что читатели этой статьи справедливо заметят, что не предложено никого, даже теоретического, решения проблемы. Нет ни одной федеральной программы включения и реабилитирования очень большого слоя, пусть даже асоциального, этих людей. Даже в колонии ставится задача «перевоспитания» и «возвращения» осужденных в общество, но с пьяницами и алкоголиками ничего подобного не наблюдается. Неужели общество вообще вычеркнуло их из реальности, конечно, до тех пор, пока ими на займутся сотрудники МВД?
Если власть не хочет, чтобы общество алкоголизировалось, было бы неплохо обратить свое внимание на тех, кто уже попал в капкан безысходности и алкогольной зависимости. Ведь даже МЧС России имеет свой девиз: «Предотвращение, спасение, помощь». Предотвращение сейчас реализовывается, «как бы». А все остальное?..