Крымские военнослужащие: подвиг или глупость?
На фоне всего того сумбура, всей той откровенной неразберихи, которая сегодня происходит в Крыму, когда уже очевидно российские и местные самооборонные вооруженные силы в количестве, близком к 20 тысячам, блокируют войсковые части, минируют подъезды к полуострову и газопроводы, подтягивают военную технику и т. д., на наших глазах разворачивается удивительное, не имеющее отношения к рациональному, пронзившему всю нашу рыночную душу, а, скорее, возвышенному, высокому и подзабытому, событие…
Украинские военные, деморализованные и не вооруженные, блокированные в своих частях, как в Брестской крепости, несмотря на пропаганду, давление и угрозы, в основном остаются верными присяге, народу, стране.
Если и есть в наши промозглые рациональные дни подвиг, подвиг одновременно простой и героический, то этот подвиг мы все имеем возможность наблюдать. И неважно, бойцами какой армии они являются, на какой стороне стоят, да и сам ты, на какой стороне — российской или украинской, если есть в тебе хоть капля объективности и ты не окончательный циник, то не можешь не отдать должное мужеству и чувству долга этих скромных людей.
Что их там держит, если каждый день им приходится выслушивать угрозы в свой адрес и адрес своих семей? Если каждый день на них оказывается психическое и физическое давление с противной стороны? Если каждый день они слышат заманчивые предложения перейти на сторону более сильного противника, зарабатывать больше, служить в лучших условиях? Что современному, рациональному человеку, если не это, еще нужно? Когда размыты понятия добра и зла, любви к своей Родине, преданности своему народу, данной присяге? Когда Родина там, где кусок жирнее, а все возвышенное и благородное осталось в 19-м веке и его можно не понимать, над ним смеяться, ему не верить в наш циничный, прожженный век, но не восхищаться и уважать?
Опасаться расправы со стороны противника, в случае перехода на его сторону, им не приходится — есть некоторые, кто перешел на российскую сторону, и им за это «ничего не было». Тот же Березовский, который сейчас активно агитирует за добровольную сдачу. (То, что он изменил присяге и не вызывает уважения со стороны украинцев — очевидно. Только интересно, а для российских коллег он в каком виде предстает: герой, разумный человек, предатель?) Крым отрезан от Украины, его будущее предопределено, противник взял верх, кто на его стороне — явно выиграли во многом и т. д. Так зачем им это нужно?
Думаю, этими людьми движет одно, то, что называется «верность присяге и своему народу». Верность Родине — и неважно, благополучная и сытая это Родина или такая непутевая и в раздрае, как любовь к матери, старенькой и больной, никому не нужной, преданной и оболганной. За нее у них болит и бьется их сердце сегодня. О ней они думают, за нее переживают.
На фоне оглушительной российской пропаганды о нацистах, фашистах и бандеровцах, когда любому частному заявлению с националистическим содержанием оказывается беспрецедентное внимание, когда по всякому сомнительному случаю в СМИ разжигается истерия, когда выворачиваются наизнанку и ставятся с ног на голову любые истины, этот достойный подвиг остается незамеченным и замалчиваемым российскими СМИ. Вот вам, господа россияне, и «нацистская» Украина. Украина «проворованная», «бандеровская» и «фашистская». Вот вам и брат, сват и кум. Вот вам простые ребята, которые остаются верными своей присяге, Родине и народу.
Когда полковник Мамчур со своим подразделением, под гимн Родины, которой он присягал и флагами войсковой части и той самой Родины, безоружные пошли на дула тех самых бывших беркутовцев, ставших на российскую сторону, когда раздались предупредительные выстрелы в воздух и у них были все шансы получить пулю по ногам и не только, вряд ли в их головах проносились какие-то рациональные, выгодные для них причины, толкавшие их на этот глупый, с точки зрения многих, поступок.
Когда командир корабля «Тернополь» на предложение сдаться ответил «Русские не сдаются» и не спустил украинское знамя, это также был тот самый, простой, нерациональный подвиг человека, присягнувшего Родине.
Когда сотни дезориентированных военнослужащих, выслушивающих угрозы, запертые в своих подразделениях и часто не имеющие достаточного количества еды или воды, не торопятся переходить на сторону противника, а остаются верными присяге, это и есть тот самый простой героический подвиг. И нужно отдать этим людям должное, они заставляют и нас чувствовать себя не только рациональными потребителями, но и людьми, причем независимо от национальной принадлежности.
Это те самые офицеры, о которых так надрывно пел Газманов в одноименной песне: «Живота не жалея, позабыв про карьеру». Те самые, которых великолепно играли Лановой и Юматов в одноименном фильме. Которые изображены на картине А. Дейнеки «Оборона Севастополя».
Во всей этой истории с Крымским противостоянием возникает еще один непонятный вопрос: как могли тысячи людей, в том числе военнослужащих, присягавшие на верность Украине, все эти 23 года думать о том, чтобы перейти под крыло матушки-России? То есть одни жили в стране, а другие ей служили, в голове вынашивая недовольство, нелюбовь и предательство? Как можно жить в стране, для которой ты не находишь добрых и теплых слов, но продолжаешь в ней жить, в ней служить, в ней работать? Как можно жить в семье и ненавидеть свою мать, не любить своих братьев и сестер и при этом оставаться нормальным человеком?
Конечно, я понимаю, что все это можно, что так часто с нами происходит. Что не всегда имеем выбор и возможность уехать туда, где бы нам любилось и уважалось легче. И что между разумной критикой руководства страны и властей и любовью к Родине есть разница. Все это есть, но все это неправильно. Жить, работать и служить стране, государству, которое вызывает в тебе только мысли недовольства, неуважения и нелюбви и никаких высоких порывов — можно только понять и пожалеть такого человека, он лишен многого. И в случае с украинскими военнослужащими, по-моему, это и есть именно та самая любовь и верность Родине, иррациональное и высокое чувство долга, которым можно гордиться. И всем нам стоит у них поучиться и за них помолиться.