Как сделать свою речь более яркой и выразительной?

Всем нам хотелось бы, чтобы наша речь вызывала интерес, поддерживала внимание и трогала за душу. То есть чтобы она была выразительной, образной и эмоциональной. Существует несколько способов добиться этого, и в данной статье будут рассмотрены основные из них.

Яркая и выразительная речь вызывает интерес, поддерживает внимание, воздействует на чувства и воображение, проникает в душу слушателей глубже. Речь становится образной и эмоциональной благодаря специальным художественным, выразительным и изобразительным приемам, традиционно называемым фигурами и тропами. Всем, кто желает влиять на публику словом, будь то устным или письменным, важно знать, как сделать свою речь более яркой и выразительной.

Итак, перечислим основные приемы обогащения речи:

1. Метафора — это перенос наименования по сходству. Широко употребляемые метафоры утратили образность. Поэтому для увеличения выразительности речи они должны быть оригинальными и эмоциональными. Но следует избегать изобилия метафор, так как это отвлекает от содержания речи. Шаблонные и однообразные метафоры также портят речь.

2. Метонимия основана на смежности, и в этом ее основное отличие от метафоры. Например, употребление слов «класс, аудитория, квартира, дом, школа» для обозначения людей. Или слово «Россия» может обозначать и народ, живущий на территории данной страны.

3. Синекдоха — это троп, суть которого в том, что используется единственное число вместо множественного, называется часть вместо целого. Или наоборот, множественное число — вместо единственного, а вместо части — целое. Например, употребляя имя Иван и слово «человек» можно подразумевать весь народ.

4. Аллегория — изображение абстрактного понятия посредством определенного жизненного образа. Этот прием наиболее распространен в сказках и баснях, где при помощи образов животных пародируются и высмеиваются пороки людей.

5. Сравнение — это образное сопоставление двух состояний или предметов, имеющих общий признак. В этом примере должно быть три составляющие: предмет сравнения (то, что сравнивают), образ (с чем сравнивают), признак, на основании которого происходит сравнение. Здесь стоит помнить, что сравнение будет действенным только тогда, когда оно не затемняет мысль и органически связано с содержанием речи. Чем сравнение необычнее и оригинальнее — тем лучше. Достичь этого можно с помощью сближения предметов, действий или явлений, которые, как может показаться с первого взгляда, не имеют ничего общего. Следует избегать часто употребляемых сравнений, которые являются речевыми штампами и существенно ухудшают качество речи. Не следует также применять сравнение ради сравнения — это приводит к излишней витиеватости и неестественности, растянутости.

6. Эпитет — это художественное определение. С его помощью можно характеризовать свойства более ярко. Особенно часто этот прием применяется в прорисовке того или иного персонажа. С помощью эпитетов можно легко и ясно показать эмоциональное отношение к персонажу или какому-либо другому предмету речи.

В применении всех этих средств стоит не забывать, что ни одним из них не стоит злоупотреблять, так как такая избыточная красивость речи может причинить ущерб ее ясности.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: