Видеомонтаж в Adobe Premiere CS5

Если вы уже опробовали приемы простейшего монтажа, приведенные в статье «Основы видеомонтажа», наверняка захотите узнать, как можно получить готовое видео в более интересном и захватывающем виде, чем у вас получилось бы при простой «склейке» стыков. Операции будем производить на примере того же Adobe Premiere CS5. Если вы уже опробовали приемы простейшего монтажа, приведенные в предыдущей статье «Основы видеомонтажа», наверняка захотите узнать, как еще можно разнообразить и приукрасить готовый продукт ваших стараний, а именно получить готовое видео в более интересном и захватывающем виде, чем у вас получилось бы при простой «склейке» стыков.
Операции будем производить на примере того же Adobe Premiere CS5. Следует сразу же оговориться, что для более продвинутого монтажа, очевидно, подходят далеко не все программные продукты.
Забегая вперед, скажу, что основой более вдумчивого монтажа будут являться всего два компонента – использование множества видеодорожек вместо одной и использования ключевых кадров, так называемых кейфреймов (key frames). Но обо всем по порядку.
Думаю, выполнять основные операции вы уже научились, и повторяться не следует. И начнем мы с некоторой доводки исходного материала до нужной кондиции.

Готовим материал

Если ваше видео после съемки хранилось не в холодильнике, способном, как заявлено в рекламе, изменить вашу жизнь к лучшему, то придется поработать над ним весьма плотно, спасая утраченную свежесть тонов и буйство красок.
Я вас, конечно, немного обманываю, и не обязательно хранить отснятый материал в холоде, но то, что поработать над ним придется – чистейшая правда!
Не всегда вам удается снять так, чтобы камера абсолютно точно угадала с фокусировкой, настройками баланса белого и экспозиции. Если промахи автофокуса оставим на ее совести, то с остальным можно поработать. Дело усложняется тем, что, как правило, проблема оказывается, усугублена разношерстностью этих настроек от фрагмента к фрагменту. Если в отношении «пеструхи» в плане экспозиции еще можно применить отговорку «это художественный замысел», то в отношении разнобоя в балансе белого (далее по тексту ББ) это уже непростительно. Не пугайтесь сильно, никто не заставляет сводить цвета так, чтобы они идеально соответствовали действительности и были на всем протяжении фильма одинаковые. Даже, наоборот, ни в коем случае не сравнивайте несравнимое!
Помните – цвет создает настроение! Управляя цветом, вы можете управлять и настроением зрителя.
Раз уж мы углубились в эту весьма спорную тему цвета, то давайте поговорим более конкретно о предпочтениях в жанрах.
Если на отснятом материале присутствуют люди, то ни в коем случае не помещайте отснятый материал в холодильник, они замерзнут. И тут я не шучу – холод людям противопоказан! Холодные тона на портретах выглядят весьма непривлекательно, даже отталкивающе пугающе. Надеюсь, вы не планируете получить виды из морга. Аналогично не приветствуются зеленые тона в окраске кожи. Пусть лучше тональность будет теплая (красно-желтые оттенки). А вот пейзажная съемка, наоборот, «любит» синие и зеленые оттенки, что вполне логично, ибо зеленый цвет самый распространенный в природе.
Учитывайте и характер освещения. При лампах накаливания будет теплый цвет, а в свете люминесцентных – холодный. Плохо обстоят дела со светом от энергосберегающих люминесцентных ламп. Некоторые из них (я не говорю, что все), дают непригодный «трупный» оттенок на коже. Причем исправить его достаточно сложно. Очень сложно будет исправлять цвета и при смешанном освещении, когда цветовые температуры источников света не совпадают. Скажем, весьма холодный дневной свет из окна и очень теплый свет от искусственного освещения лампами накаливания. В этом случае, как правило, ошибается и система автобаланса белого камеры.
Все это говорит о том, что не следует так стремиться к идеальному белому цвету. Во-первых, нет смысла «выжимать соки» из изображения, где нет или совсем мало белого цвета. Но при этом читатель МирСоветoв должен помнить о других цветах. Во всяком случае, к примеру, листья на деревьях не должны стать фиолетовыми, а остаться в той или иной степени зелеными, а лица людей со здоровым оттенком. Загвоздка здесь в том, что человек способен домысливать, идентифицируя цвета. Если те же листья сирени окажутся сами сиреневыми, то человек обнаружит в этом обман, а вот разницу в градациях зеленого уже нет – для него будет все зеленое. Достаточно вспомнить статью «Основы композиции в фотографии», где обсуждался ББ при фотосъемке (пример с белой бумагой). Хоть бумага и отличается, но порознь человек ее воспринимает, как белую.
Но вернемся к настроению и убьем сразу двух зайцев. А убивать мы будем зайчиков света. Для примера возьмем горящую свечу в торжественной и в весьма интимной обстановке праздничного ужина. Если этот сюжет обработать по всем канонам, то ни о каком настроении речи идти не может. Тут, казалось бы, нормально установленные параметры убьют все настроение. Свет свечи де-юре очень теплый и сводить его к нормальному нельзя, ибо утратится весь смысл и появится то чувство обмана, про которое я говорил несколько выше. Т.е. человек предполагая, что помещение и его интерьер освещены свечой (свечами), подсознательно желает его видеть в теплых тонах и полумраке. Это был первый зайчик, а теперь второй. При нормальной экспозиции обстановка и настроение в данном примере будут также утрачены. Тут уместен только так называемый «темный ключ», т.е. смещение в сторону недодержки. Тогда человек будет гармонично воспринимать обстановку, что на самом деле комната освещена свечой, а не светом прожекторов.
К слову, когда будете править свет, то не задирайте слишком тени – будет вуаль.
Это теория, а попрактиковать ее можно наложив на нужный фрагмент видео следующий эффект из вкладки Effects – Video Effects > Color Correction > RGB Color Corrector.
В данном эффекте нас заинтересуют (вернее сказать, наиболее часто применимы) следующие настройки:
  • Gamma;
  • Pedestal;
  • Gain;
  • RGB.
Первый пункт Gamma, как понятно из его названия, изменяет гамму цвета.
Pedestal («Пьедестал») и Gain («Усиление») влияют на все цвета разом. В подвкладке RGB (смотрите скриншот выше) вы найдете эти пункты (Gamma, Pedestal и Gain) снова, но там они будут влиять только на соответствующий цвет. «Поигравшись» с ползунками, можно выставить более приемлемый цвет.
Еще момент. Занимаясь коррекцией цвета, надо иметь хорошо откалиброванный монитор, иначе при просмотре на экране телевизора вы удивитесь несовпадению цветов. Это в основном касается жидкокристаллических дисплеев или старых кинескопных мониторов.
Вот цвет и свет настроены, отрезки видео нарезаны, можно начинать собственно монтаж, в котором вам захотелось сделать более сложные и замысловатые эффекты переходов и взаимоперемещений фрагментов.
Рассмотрим два приема греко-римской борьбы. А бороть мы будем наши неподатливые фрагменты видеорядов. И борьба тут уже более трудоемкая, т.к. видеоряд будет не один.

Футажи

Итак, первый случай – наложение футажа.
Футажи применяются для наложения поверх основного видео и служат в качестве фона. Как правило, это рамки, какие-либо отдельные предметы, в том числе, движущиеся, например, пролетающие бабочки и т.д. Но также можно применить футажирование для применения эффектов наложения.
Футажи условно можно разделить на готовые и самодельные. При вставке готовых Adobe Premier самостоятельно распознает, что это футаж, и убирает из него фон, получается следующее:
Тогда как на оригинале:
Кстати, следует учесть, что дорожки на таймлайне Adobe Premier имеют иерархию, более высокая дорожка накладывает видео поверх нижележащей. При этом если не применять никаких ухищрений, то отображаться будет только самый верхний фрагмент. Отсюда правило: футажи накладываются поверх (выше).
А теперь рассмотрим самодельный футаж. Учитывая то, что, скорее всего, вы не умеете делать футажи с альфа-каналом, будем работать по старинке молотком и зубилом. Как вы поняли, я опять вас обманываю. Конечно, и указанный инструмент может пригодиться, если ваш компьютер не может без запинок отображать видео в переходах, ибо в таком случае монтаж просто невыносим. Но я, как всегда, надеюсь на лучшее и готов продемонстрировать вам эту технологию на примере наложения двух фото на видео. К слову сказать, я не зря выбрал именно этот пример, ибо наложить в качестве футажа видео, как правило, не удается, а почему, это вы поймете в дальнейшем. В общем-то, и не каждое фото годится для этого.
Мы имеем два фото на однотонном фоне.
Вспомнив, как подогнать размер фото под размер видео, накладываем первое фото на дорожку 2, а второе фото – на дорожку 3. В итоге на мониторе видим…
Как вы правильно догадались, мы видим второе фото, т.к. оно лежит выше всего. Открываем вкладку Video Effects > Keying и ищем эффект под названием Color Key (цветовой ключ) и тащим его на второе фото, повторяем ту же процедуру и на первое фото (и так на все, которые вы нахлобучили, их может быть много). Смотрим на монитор в предвкушении чуда, но оно, увы, не происходит, все осталось по-прежнему. Чтобы свершилось чудо, необходимо поколдовать, а как без этого! Куда же закатилась моя волшебная палочка? Нашел, вот она!
В качестве волшебной палочки у нас будет мышь, ею мы выделим нужный фрагмент (фото), начиная с самого верхнего и дальше идем колдовать уже на вкладку Effect Control.
Открываем треугольничком наш эффект Color Key и начинаем судорожно дергать ползунки настроек:
  • Color Tolerance;
  • Edge Thin.
Первый параметр определяет чувствительность к цвету, второй – к пограничной чувствительности (на стыке этого цвета с другими цветами).
Однако первоначально надо нажать мышкой на пипетку, справа от цветного прямоугольничка параметра Key Color и указать ею на изображении фона в мониторе просмотра (выбирается тот цвет, который надо убрать).
И вот оно чудо!
Должен сказать читателям MирСоветов, что не стоит применять магию сверх меры. Как только цвет фона пропадет (станет прозрачным), достаточно. В противном случае может затронуться и сам объект футажа, и получится человек-невидимка с прозрачными деталями. То же самое проделываем со всеми фрагментами, на которые был наложен эффект, переходя от верхнего к нижнему. Вот и все!
Да, но все же в куче, удивитесь вы! Я это тоже вижу, не слепой. Видать, мы с вами плохие фокусники. Но перед тем, как исправить не совсем удавшийся фокус, я обмолвлюсь об упомянутом выше втором способе наложения – это наложение видеофрагментов друг на друга, аналогично футажированию. Снова же будет показываться только верхний фрагмент и потребуется применение различного рода магии в виде различных эффектов прозрачности, движения, изменения размера и т.д. (вкладка Effect Controls). Но и в этом случае результат будет примерно тот же – все одно на другом. Как же быть, какое волшебство нам еще можно применить? Или бросить эту затею? Нет, пожалуй, бросать еще рано. Мы же должны быть настырными в достижении поставленной цели. А достичь ее нам помогут ключевые кадры!
Стоп! Сейчас мы научимся еще одному приему каратэ и сразим наповал неподдающиеся в приведенном выше способе проблемы с отделением фона.
Можно, конечно, обойтись в большинстве случаев выделением предметов с помощью того же Color Key или других манипуляций с той же вкладки, кстати, это так и называется в Adobe Premiere – Keying (манипуляции), но не всегда это принесет 100%-но нужный нам результат. А с помощью этого приема мы сможем:
  • выделить предмет на неоднородном (разноцветном, разнофактурном и т.п.) фоне;
  • выбрать множество предметов, которые нам необходимы;
  • избавиться от лишних манипуляций в самом Adobe Premiere.

Футаж с применением Adobe Photoshop

Пока оставим в покое Adobe Premiere и загрузим в Adobe Photoshop наше фото.
Будем выделять кубики и коробку. Как видно, предметы разноцветные, имеют разную освещенность, коробка имеет рисунок и простирается в перспективе, а также хоть и практически одноцветный в данном примере (у вас может быть иначе), но разнофактурный характер с различной освещенностью.
Любым доступным вам методом выделим нужные предметы. В данном случае, я не мудрствуя лукаво, использовал инструмент Pen («Перо»). Это, как правило, очень быстрый и точный инструмент выделения. Получили «бегущих муравьев» – это и есть выделение.
Далее все просто! Жмем комбинацию клавиш Ctrl+J и видим, что муравьи исчезли, и изображение вернулось к первозданному виду. Но зато у нас образовался новый слой.
Собственно говоря, сочетание клавиш Ctrl+J в Adobe Photoshop копирует выделение на новый слой. Далее клацаем и удерживаем мышь на нижнем слое (в данном случае Background), и тащим его в корзинку внизу – изображение принимает такой вид.
Это и есть ваше выделение без фона (нижний слой удалился). Можно сохранять результаты творения. Но тут нюанс закрался. Если вы сохранитесь в формате JPEG или каком-либо другом, за исключением PSD или TIFF, вы получите ваше изображение на белом фоне. Это, конечно, тоже пойдет и белый фон без проблем уберется рассмотренным выше эффектом в Adobe Premiere, но зачем выполнять лишние действия. Поэтому сохраняемся в PSD или TIFF только с поддержкой слоев, иначе появится фон. Сразу скажу, что проще не мудрить и сохранять в стандартном формате фотошопа PSD, там по умолчанию стоит сохранение слоев.
Далее импортируем этот файлик в Adobe Premiere. Появится надпись:
Просто жмем «ОК». Вставляем его на таймлайн – и вот он наш результат!
Еще скажу, что в таком случае, чтобы не лазить в настройки и выправить положение предмета, надо просто в мониторе потащить в нужное место его мышью. Не забудьте выбрать нужную дорожку на таймлайне! В данном случае отнесем эту амбразуру вниз и уменьшим ее размер, потаскав за квадратики.
Мы отвлеклись, ну что же, продолжим.

Key Frames (ключевые кадры)

Ключевые кадры (далее по тексту – КК) служат для задания переменных параметров на протяжении фрагмента. С их помощью можно усилить или ослабить действие практически любого эффекта в произвольной последовательности. Также с их помощью можно заставить двигаться кадр. Оговорюсь, что происходит движение всего кадра, а также можно выполнять его деформации (свертывания, обрезку изменение размера и т.п.).
На одном и том же фрагменте может быть наложено бесконечное множество КК. Но чем больше КК, тем дольше будет выполняться рендеринг этого видео. Однако, нас это уже не столь интересует, как говорится, что не сделаешь для достижения необходимого результата.
По умолчанию на каждом фрагменте накладываются штатные эффекты (Motion; Opacity и Time Remapping).
Но их настройки установлены в нормальное положение и об их существовании вы до сих пор не догадывались, т.к. в таком случае они никак не влияют на результат вашего труда. Однако если эти параметры отклонить от их нормальных значений, то можно добиться неплохих результатов. Опять же, чтобы эффект не применился ко всему фрагменту, необходимо манипулировать КК. Но вот как?
Ну, во-первых, их надо научиться добавлять и верно расставлять на видеодорожке. Чтобы лишний раз их не таскать, лучше сразу стараться ставить их в нужное место. Итак, ставим каретку в нужное место и нажимаем первоначально на часики, при этом на поле справа появится точка (метка) КК.
Последующие КК добавляются/удаляются с помощью этой метки.
Кстати, заметьте, на панели управления эффектами тоже есть таймлайн и каретка. Таймлайн показывает продолжительность выбранного фрагмента, и каретка дублирует каретку на таймлайне. Собственно, можно двигать и каретку и в поле управления эффектами, но это более грубое движение.
Далее начинаем настраивать эффект в свежеизготовленной точке КК, двигая движки данного эффекта. Обратите внимание, что настройки для каждого эффекта могут быть свои (раздельные), бывает, что в одном эффекте очень много настроек и каждую из настроек можно задавать раздельно, применив все те же КК. Если вы только в одной, двух и т.д., т.е. не всех настройках поставили КК, то в тех настройках, которые вы обошли своим вниманием, тоже будут работать, но в значении по умолчанию на всей протяженности фрагмента, где применен данный эффект. Во-вторых, не следует упускать из виду тот факт, что при установке КК, пространство значений параметров будет интерполироваться. При этом зачастую приходится ставить дополнительные КК, чтобы выполнить блокировку этого момента на определенном промежутке видео. Сейчас вы поймете, что это значит. И вот пример для наглядности происходящего и требуемого.
Возьмем штатный эффект, накладываемый автоматически на все фрагменты – «opacity», или в переводе «непрозрачность». Вот все у иностранцев не по-русски! Вот не принято у нас говорить «включатель» вместо «выключателя», вот также и с непрозрачностью – у нас привычней все-таки «прозрачность». Поэтому, если далее по тексту я этот эффект обзову-таки прозрачностью, не ругайте уж меня сильно.
Вот захотелось нам на определенном месте сделать одно видео более прозрачным, чтобы показать фрагмент видео на нижележащей дорожке, например. Ставим в нужном месте на эффекте «opacity» КК со значением, скажем, 70%.
В начале фрагмента будет то же значение 70%, как мы поставили в КК, и будет таковым на всем продолжении фрагмента. Зачастую этого не требуется и тогда потребует задания еще множества КК.
Здесь КК 1 и 3 – это дополнительные точки. На примере: прозрачность не будет меняться на участках от начала и до точки 1, а также от точки 3 и до конца. Чем ближе точки, тем резче будет выполняться эффект. Вот вам еще один прием – регулировка скорости применения эффекта.
Надеюсь, основную мысль применения КК вы уловили. Можно сказать, что тут практически безграничное поле для фантазии, ибо кривая между КК может принимать весьма замысловатые формы и этих форм не счесть. А также не счесть количества комбинаций эффектов с возможностью применения в каждом этих КК. Со временем к вам придет аппетит и вы бросите это занятие на время, но потом обязательно вернетесь и продолжите получать уже не заряд энергии от приема пищи, а бесценный опыт и интуитивное чутье, какой в данном случае применить эффект и как в нем расставить эти коварные ключевые кадры и даже более того, какие параметры для них будут более уместны.
Думаете, что это все? Как бы не так! Еще пару слов о них же.
Чтобы удалить лишний КК, достаточно повторно нажать на кнопочку добавления КК, установив каретку на данный кадр. Можно перемещать, захватив мышью, можно перемещать группу КК, если предварительно выбрать их на таймлайне в панели управления эффектами. Навигация между КК осуществляется при помощи треугольничков на панели управления эффектами.
Если после всех манипуляций, вам не понравилась кривая распределения параметров, заданная КК, то их можно удалить все разом, нажав на «будильник» соответствующего параметра.
Аналогично можно включать/отключать весь эффект с помощью нажатия на кнопочку fx.
Как только вы наиграетесь со штатными эффектами, можете открыть вкладку Video Effects и начать осваивать эффекты, предложенные там. Сразу скажу, что там непочатый край работы.
Самое главное – научиться выбирать и настраивать эффекты для множества дорожек, чтобы получить задуманный эффект перехода/наложения.
Также регулируются параметры и в рассмотренной выше цвето- и светокоррекции, ибо зачастую их приходится изменять на протяжении фрагмента.
Освоив данную технологию, можно вообще обходиться без применения стандартных переходов (Video Transitions).
Очевидно, у вас еще остались вопросы по поводу того, а как же получить результаты своего творчества именно на телевизоре, а не только на экранчике монитора в Adobe Premier. А вот как это сделать, я вам расскажу в следующей статье.
До встречи!



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: